Область исследования: Методика преподавания математики
Актуальность:
Современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям развития общества.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами, формировать мировоззрение, углублять свои предпрофессиональные знания, расширять свой культурный кругозор.
Принцип вариативности в образовании, провозглашенный в законе РФ «Об образовании» предлагает возможность каждому учебному заведению определить свой собственный путь развития, цели, содержание, методы и формы деятельности в организации учебно-воспитательного процесса. Это касается всех сторон деятельности средних учебных заведений.
Актуальность данного исследования определяется следующими противоречиями:
- между принципами формирования образовательных областей в структуре государственного стандарта и структурирования поля знания в профильной школе;
- между предметно-знаниевым подходом к организации обучения, в котором доминирует ориентация на подготовку учащихся к поступлению в вуз, и требованиями, предъявляемыми обществом к личностным качествам выпускника, необходимым для выбора в будущем профильного вида деятельности;
- между необходимостью комплексной профессиональной ориентацией учащихся, предпрофильного и профильного обучения и неразработанностью эффективной технологии дифференцированного и индивидуального обучения учащихся;
- между базовой подготовкой педагога традиционной школы и потребностью в подготовке педагога, способного работать в режиме мобильной инновационной деятельности.
Цель: качественная подготовка уроков с высоким качеством углубленного преподавания предмета, на котором созданы условия для эффективной дифференцированной работы с высокой мотивацией обучающихся на изучение математики .
Объект исследования: процесс преподавания математики.
Предмет исследования: проектирование и реализация эффективных путей и средств подготовки и проведения урока математики в условиях профильной школы.
Гипотеза исследования заключается в том, что преподавание математики будет эффективным, если
- при его проектировании используются специфические особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения и инновационные подходы к организации учебно-познавательной деятельности;
- определены организационно-педагогические пути и средства оптимизации обучения в условиях современной образовательной среды;
- учебно-познавательный процесс строится в соответствии с моделью развития школы, ориентированной на удовлетворение требований социального заказа, на основе данных диагностики и мониторинга уровней сформированности у учащихся профессиональной направленности и созданием условий для оптимального развития и образования школьников с учетом их здоровья;
- созданы учебно-научно-методические комплексы, содействующие качественному усвоению учебного материала;
- создана система учета и контроля ЗУН, отражающая эффективность обучения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Уточнить и конкретизировать понятия «углубленное изучение», «предпрофильная подготовка», «профильное обучение» с учетом требований Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
2. Провести диагностику состояния ЗУН и уровня умственного развития обучающихся..
3. Определить организационно-педагогические пути и средства организации учебно-познавательного процесса в условиях профилизации школы.
4. Разработать и апробировать систему контроля оценки уровня эффективности обучения математике на каждом этапе.