Развитие базовых способностей

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3"

города Нефтеюганска, ХМАО - Югра

Дадыкина Елена Михайловна,

учитель математики  

 

«Мы учимся

не для школы,

 а для жизни»

Развитие базовых способностей

 
 

           Из года в год педагоги, родители задают одни и те же вопросы: как научить детей грамотно писать; решать задачи; как сохранить и развить интерес детей к учёбе в старших классах; как не перегружать детей информацией, расширяя учебный материал; как организовать преемственность при переходе из детского сада в школу, из младшего звена школы в среднее и старшее, а затем в ВУЗы и на производство и др. Вопросов каждый год становится все больше.  

 Одним из центральных направлений изменения системы образования в настоящее время является переход от формирования знаний, умений и навыков к развитию способностей и компетентностей. Этот переход, безусловно, должен быть обеспечен новыми педагогическими технологиями.

           21-й век - век новых профессий, связанных с работой со знаниями. Признаком времени является смена лозунга «Образование для жизни» лозунгом «Образование на протяжении всей жизни». Для этого важно выращивать мыслительную культуру ребенка, вооружать его приемами и способами мыследеятельностной  работы. 

                     Включившись в инновационную деятельность по формированию и развитию базовых способностей обучающихся, наше образовательное учреждение в течение двух лет ведет работу по внедрению мыследеятельностных технологий в соответствии с планом экспериментальной деятельности школы, утвержденным на муниципальном Экспертном Совете.  Мы проанализировали результаты, полученные на первом этапе  реализации плана, когда в деятельность по формированию базовых способностей включились, прежде всего, учителя начальных классов, провели диагностирование всех обучающихся 1-4, 5, 9  классов. Сделали вывод о том, что развитие способностей изменяет детей, влияет на повышение качества обучения. Важной задачей для нас стало  определение уровня развития способностей каждого ребенка.

При этом, работая над развитием базовых способностей младших школьников, нас не могла не волновать проблема преемственности, поскольку мы – средняя школа. Как работа, начатая в начальных классах, будет продолжена в среднем и старшем звене школы? Какие действия необходимо предпринять для решения данной проблемы?

Анализируя пройденный отрезок, считаем возможным высказать некоторые пути решения проблемы преемственности при формировании базовых способностей:

·        Освоение технологий развития способностей учителями (смысловое присвоение педагогом технологии, понимание терминологии, осознание того, что принципиально нового дает мыследеятельностная технология и чем она отличается от традиционной), курсы, обучающие семинары, изучение опыта, имеющегося в школе, городе);

·          Личная заинтересованность каждого педагога в конечном результате – обучение должно быть мотивированным;

·          Мастер – классы учителей школы для коллег;

·          Включение в деятельность учителей – предметников, предметных методических объединений в соответствии с планом работы  экспериментальной деятельности;

·          Коллективная работа учителей методических объединений по сценированию занятий, направленных на развитие способностей для обучающихся разных ступеней средней школы;

·          Создание методической копилки «Формирование базовых способностей» (сценарии занятий, открытые уроки, видео уроки,  предъявление опыта как учителями – предметниками, так и учителями начальных классов на школьных методических конференциях, обучающих семинарах на уровне школы и города и т.д.);

·          Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, работающими по развитию базовых мыследеятельностных способностей.

Кроме того, считаем, что проблему преемственности необходимо решать, проводя:

·          Мониторинговые срезы с целью диагностирования способностей обучающихся (в первый год работы мы диагностировали всех младших школьников, обучающихся 5-х и 9-х классов, в этом учебном году – контрольные параллели: 1, 4, 5, 9 классы)

·          Выстраивание работы с индивидуальной «трассой» развития каждого ребенка, с его зоной ближайшего развития;

·          Есть возможность использования  учителями - предметниками в своей работе результатов диагностик, полученных в начальных классах, также является одним из решений проблемы преемственности.

     В течение 2-х лет наши дети участвуют в городском Турнире по способностям «Знаю, мыслю, действую» среди обучающихся начальных классов.

        Предлагаем для решения проблемы преемственности организацию на школьном и городском уровне Турнира по способностям для обучающихся 5-8 и 9-11 классов.

        В нашей школе наработан некоторый положительный опыт сотрудничества  учителей начальных классов и учителей – предметников в развитии базовых способностей обучающихся. В системе формируют способность моделирования учителя математики .        (презентация с фрагментом урока здесь)

 Работая над развитием базовых способностей, мы столкнулись с определенными трудностями.

·        Прежде всего, это неготовность части учителей к кардинальным изменениям в профессиональной деятельности. Возникает несоответствие между уровнем профессионального состояния  и требованиями к педагогу новой формации.

·        Учителями - предметниками практически не используются в работе результаты диагностик способностей, полученных в начальных классах.

·        Педагогам, осуществляющим традиционное преподавание, трудно перестроиться и осознать, что, реализуя сценарную технологию, нужно работать не с передачей информации, не с умениями-навыками, а со способностями.

·        Отсутствие тесного сетевого взаимодействия учителей среднего и старшего звена на уровне предметных сообществ.

             Мы понимаем, что учитель, овладевший технологией развития базовых мыследеятельностных способностей,  может взрастить компетентного ученика, способного использовать образование для решения социально значимых… практических задач. Нами сделаны только первые шаги для решения означенных проблем, рано говорить о высоких результатах. В новом учебном году педагогическим коллективом работа будет продолжена. (в данной статье использован материал из выступления И.В.Серебрянской на семинаре по формированию мыследеятельностных способностей)

   Шлыкова С. А. Мониторинг развития мыслительной функции моделирования

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Хостинг от uCoz